NEWSru.com | Столичные власти намерены вывезти менее 1% радиоактивных отходов из могильника на берегу Москва-реки

 

 

 

 

 

 

В кoнцe янвaря мэр Мoсквы Сeргeй Сoбянин признaл сущeствoвaниe рaдиoaктивнoгo зaгрязнeния пoчвы нa учaсткe, пo кoтoрoму прoйдeт Югo-Вoстoчнaя xoрдa (ЮВX) и пooбeщaл рeшить эту прoблeму. Ужe чeрeз нeскoлькo днeй нa пoртaлe гoсзaкупoк появился тендер на вывоз загрязненного грунта и отходов, но заявленный объем вывоза составляет лишь малую часть от общего объема могильника на берегу Москва-реки, пишут «Открытые медиа».

Напомним, речь идет о территории возле Московского завода полиметаллов (МЗП, входит в структуру «Росатома»), расположенного у железнодорожной платформы «Москворечье» и парка «Коломенское». Как следует из материалов на портале закупок, аукцион среди подавших заявки на вывоз отходов компаний состоится 11 февраля. Стартовая цена аукциона составляет 80 млн рублей. По условиям закупки подрядчик должен будет за 90 дней собрать, упаковать в специальные контейнеры и отвезти к месту захоронения 10 кубометров радиоактивных отходов, а также 450 кубометров зараженного грунта. Кроме того, подрядчик должен будет оградить площадку забором, поставить охрану и установить 10 камер наблюдения.

Как отмечает издание, общая площадь захоронения отходов МЗП составляет порядка 15 гектаров – могильник тянется от забора парка «Коломенское» до железной дороги Курского направления. Вывозить загрязненный грунт власти собираются только с участка площадью 2,7 гектара между платформой «Москворечье» и забором МЗП, по которому должна пройти Юго-Восточная хорда. Ранее чиновники сообщали, что вблизи «Коломенского» хранится порядка 60 тыс. кубометров отвалов радиоактивной руды. Таким образом, заявленный объем вывоза составляет менее 1% от общего объема отходов.

По словам физика-ядерщика и бывшего сотрудника Курчатовского института Андрея Ожаровского, который активно выступает против строительства ЮВХ, московские чиновники не решают проблемы радиоактивного могильника, а лишь пытаются погасить страсти вокруг этой темы. «Если подрядчик раскопает землю и вытащит 450 кубометров грунта, это может спровоцировать оползень по всему склону. А оголившиеся радиоактивные отходы проникнут в воздух и в воду. Можно ли вырезать этот кусочек, не затронув другие? Я думаю, нельзя», – сказал Ожаровский.

Московский завод полиметаллов был основан в 1932 году. Как сообщается на сайте предприятия, до 1972 года на нем производились уран и торий, в результате чего корпуса и территория «были загрязнены самыми разными токсичными и радиоактивными веществами». В 1999-2002 годах на заводе началась «ликвидация очагов загрязнения» – тогда на полигоны вывезли в общей сложности 425 кубометров радиоактивных отходов, а дезактивацией занимались специалисты ФГУП «Радон» (контролируется госкорпорацией Росатом, как и МЗП).

Чиновники признавали факт существования могильника, но утверждали, что автострада пройдет в стороне от захоронений. В октябре активисты «Гринпис» наложили схему строительства на местность и взяли пробы грунта в местах размещения опор эстакады. Анализ показал наличие шести очагов загрязнения с максимальным уровнем радиационного фона в 200 микрорентген в час при безопасном уровне до 50 микрорентген в час).

«При строительных работах загрязненный грунт может оказаться на поверхности и радиоактивная пыль может быть разнесена на значительные расстояния (расстояние от места, где были взяты пробы, до ближайших жилых домов – всего 200 метров, до платформы Москворечье – 50 метров). У вдохнувших ее людей возрастет риск онкологических заболеваний», – говорилось в отчете «Гринпис», который организация направила в столичную мэрию. Экологи намеревались местным жителям судиться с чиновниками в защиту права на благоприятную окружающую среду.

После многочисленных публикаций в СМИ и протестов местных жителей столичные чиновники пообещали провести дополнительные экспертизы и приостановили стройку, однако недавно работы возобновились, а проект восьмиполосной дороги, которая должна соединить Шоссейную и Каспийскую улицы получил положительное заключение госэкспертизы.

Строительство хорды, не дожидаясь разрешительных документов, ведет компания «Мостотрест», принадлежит миллиардеру и знакомому президента Владимира Путина Аркадию Ротенбергу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.